РУ БЕ EN

В помощь педагогам

«Поддержание партнерских отношений с родителями воспитанников первых младших групп»

 

Можно сказать, что мы все знаем о том, что детский сад помогает семье и в чем-то её заменяет. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения, с родителями всегда являлось актуальной темой. Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями».

Работа с семьей – это кропотливый труд. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.

 С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

 

Рекомендации педагогам по общению с родителями в период адаптации.

Когда родители ребёнка впервые приходят к вам в группу, выйдите к ним на встречу, поздоровайтесь, представьтесь. Пригласите познакомится с группой. Покажите шкафчики, в которых дети хранят одежду. Расскажите куда какие вещи они убирают, чтобы мама чувствовала, что в группе порядок и вы следите за вещами детей. Расскажите какие вещи нужны в качестве сменных.

Затем проведите родителей в группу. Покажите игрушки, пособия. Расскажите, что с детьми проводятся занятия. Они будут рисовать, лепить, петь и танцевать, слушать сказки, заниматься физкультурой. Можно предложить принести из дома любимую игрушку ребёнка, если он захочет.

Покажите родителям спальню, расскажите, что у каждого ребёнка своя кровать.

Расскажите о режиме дня. Выясните соблюдается ли он дома и насколько отличается от режима в детском саду. Постарайтесь убедить родителей, что режим детского сада желательно соблюдать дома и в выходные дни.

Присядьте вместе с мамой и расспросите её, как она настроена, тревожит ли её что-нибудь в связи с тем, что ребёнок пойдёт в детский сад. Пусть она расскажет вам что её беспокоит, и вы вместе обсудите, как облегчить период адаптаций.

Ответьте на интересующие родителей вопросы. Задайте интересующие вас вопросы.

Дайте наиболее подробную информацию о ситуации пребывания ребёнка в детском саду.

Важно чтобы родители почувствовали доверие к вам, и то что они отдают ребёнка в хорошие руки.

Договоритесь точно, когда ребёнок придёт в детский сад в первый раз (лучше на прогулку)

 

Внимание!

Родители надеются на то, что:

  1. Вы будите внимательно прислушиваться к их просьбам и пожеланиям относительно детей
  2. С вами можно будет посоветоваться о ребёнке.
  3. Вы будите рассказывать, чем занимаетесь с детьми, как ведёт себя ребёнок в группе, в чём н успешен, и какие возникают проблемы.
  4. Вы будите ласковы с детьми.
  5. Дети всегда будут чистым, тепло и аккуратно одетыми, сытыми и жизнерадостными.

 

Желаем удачи во взаимодействии с родителями!

 

педагог-психолог

Бухоль М.Ю.

Методические рекомендации по приобщению детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений изобразительного искусства.

Изобразительное искусство – это художественное отражение действительности в образах, которые мы зрительно воспринимаем: картины или явления окружающей жизни, образы человека на холсте.

У изобразительного искусства есть четыре основные функции:

  • Познавательная – дети с помощью воспитателя познают и открывают для себя окружающий мир: быт и труд людей, природу.
  • воспитательная – способствует воспитанию различных чувств, закладывает основу представлений о нравственно-этическом идеале.
  • эстетическая – учатся видеть в живописи красоту человеческих поступков, взаимоотношений, красоту окружающей их природы.
  • Коммуникативная – отражает опосредованный способ общения людей разных народов и времен.

Произведения искусства развивают у детей способность связывать воспринимаемое в жизни с художественным образом, который концентрирует самое важное, специфичное для данного явления. Картины, главным образом, применяются для уточнения действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ. Наблюдение окружающей действительности часто бывает кратковременным, поэтому применение картины позволяет не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.

К произведениям искусства предъявляются следующие основные требования:

  • доступность возрасту, учет возрастных психофизических и индивидуальных особенностей;
  • разнообразие стилевой манеры;
  • доступность содержания для детского восприятия;
  • художественная ценность и разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, линия, колорит, композиция, ритм и т.д.)
  • положительное эмоциональное воздействие на ребёнка;
  • содержание должно носить воспитывающий характер.

Организация восприятия детьми произведений искусства может осуществляться в форме занятий, экскурсий в музей, организации выставок, развлечений, самостоятельной художественной деятельности, индивидуальной работы (последняя форма работы используется в том случае, если дети не усвоили представления о новых произведениях, в работе с замкнутыми, застенчивыми детьми, с детьми с рассеянным вниманием, с одарёнными детьми).

При выборе методов педагог должен помнить, что основным видом деятельности, в рамках которой проводятся занятия, является игра: игра-занятие, игра — сказка, игра-путешествие.

Методические приемы ознакомления детей дошкольного возраста

с произведениями изобразительного искусства

Прием пояснения применяется при первых беседах для уточнения представления детей о картине, помогает уточнить ответы детей. Используется в случае, когда дети затрудняются с ответом.

Прием сравнения можно использовать для того, чтобы развивать у детей мыслительные процессы – умение делать анализ и выводы на основе умозаключений.

Прием акцентрирования деталей раскрывает выразительность части картины, именно на ней сосредотачивает внимание, усиливает восприятие детей и помогает им установить взаимосвязь между частью и целым в картине.

Прием активизации предполагает эмоциональный отклик у детей на картину.

Прием оживления детских эмоций способствует оживлению у детей ранее пережитых эмоций в процессе восприятия картины (выразительное чтение или прослушивание музыкального произведения).

Прием «вхождения» в картину оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, подсказывает верную интонацию, переносит на изображаемое место, учит сопереживанию и будит воображение детей.

Прием музыкального сопровождения используется как перед восприятием картины, так и во время ее рассматривания. Музыка является фоном для рассказа воспитателя или детей об изображенном.

Игровые приемы сосредотачивают внимание детей на необходимой для восприятия части картины, вызывают интерес к произведению, формируют положительное отношение к искусству в целом.

Выделяют четыре этапа работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с изобразительным искусством:

  1. Рассказ о художнике и его труде
  2. Подводят к пониманию настроения художественного произведения («вхождение» в картину, художественное слово и музыкальное сопровождение, придумывание названия картины)
  3. Знакомство со средствами художественной выразительности (используем вопросы и прием сравнения картин)
  4. Знакомство с жанрами различных видов изобразительного искусства

Рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с натюрмортом:

При ознакомлении детей с натюрмортом можно использовать рассказ:

- о натюрморте как особом жанре живописи;

- о средствах выразительности натюрморта;

- о цвете как способе эмоционального воздействия;

- о труде художника 9что рисует, его помощники);

- о композиции как средстве построения картин и выделения главного в них; - о манере исполнения (реалистическая, декоративная, абстрактная).

Рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с пейзажем:

Прежде чем знакомить детей с пейзажной живописью, сле­дует рассказать о том, что художники всегда стремились отразить на холсте красоту природы как источника прекрасного в жизни человека, ее многообразие, а также свою любовь к ней. Несмотря на то, что манера в изображения у художников разная, в своих полотнах они передают всю многогранность своих чувств, рассказывают о близких нам местах: лесах, реках, полях. В каждой картине художник передает свое отноше­ние к изображенному, свое видение образа.

Рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с портретом:

  • Должны соблюдать требования к отобранным для восприятия портретам:

- должны быть доступными по содержанию;

- должны иметь ярко выраженное эмоциональное состояние;

- должны быть разнообразны по использованным выразительным средствам;

  • При первом знакомстве с портретом необходимо вызвать сильный эмоциональный отклик и устойчивый интерес к картине. Рассказать о том, что такое портрет, для чего его создают и почему так важно научиться смотреть и видеть это произведение. Объяснить, что в каждом портрете скрыта «тайна», отгадать которую сможет только внимательный зритель. После занятия картину нужно оставить в группе для того, чтобы дети хорошо изучили и запомнили ее.
  • Важную роль при ознакомлении с портретом играют правильно поставленные вопросы: при их помощи раскрывается связь между содержанием и средствами выразительности. Следует обратить внимание на то, что темные тона присущи картинам с грустным содержанием, а яркие, насыщенные – с радостным.

Вопросы следует выстраивать в следующем порядке:

  1. Вопросы, направленные на целостное восприятие картины;
  2. Вопросы, характеризующие изображенного человека и детали фона;
  3. Вопросы, помогающие осмыслить и выразить свое впечатление от картины

Ни у кого не вызывает сомнения то, что дети дошкольного возраста способны воспринимать произведения искусства, понимать их, чувствовать и переживать. Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием искусства, красоты, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. С годами это первое, не всегда осознанное, тяготение к прекрасному переходит в потребность знать и понимать искусство.

Искусство не только доставляет эстетическое наслаждение, оно приобщает к одному из самых сложных искусств, которым необходимо овладеть каждому - это искусство видеть мир. Искусство помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать и больше замечать. Таким образом, искусство является особой формой познания и воспитания.

 

Подготовила: воспитатель дошкольного образования

высшей квалификационной категории

Митюкова Светлана Геннадьевна

МУЗЫКА В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ

Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.

П.И. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность и отдых человека.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. Музыкальный ритм движения улучшает осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду и направление.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физические занятия, активизирует детей, заметно повышает качество выполняемых ими упражнений. Звучащее музыкальное произведение повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Так же развивается музыкальность у детей, эмоциональная отзывчивость, слух. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности.

Таким образом, музыка – одно из средств физического развития детей. А здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей становится приоритетным направлением в учреждении дошкольного образования (далее – УДО).

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон считал, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Врач Авиценна ещё

тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

Музыкально-оздоровительная работа в УДО – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:

· Валеологические распевки.

· Дыхательная гимнастика.

· Артикуляционная гимнастика.

· Оздоровительные и фонопедические упражнения.

· Игровой массаж.

· Пальчиковые игры.

· Речевые игры.

Музыкотерапия.

Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Начинать музыкальные занятия с жизнеутверждающей валеологической распевки, дающий позитивный настрой на весь день.

Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий, позволяет рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.

Современные методы здоровьясбережения на музыкальных занятиях помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКОВ

В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современном мире каждый воспитатель дошкольного образования ищет новые пути, подходы в своей педагогической деятельности. Ведущим видом деятельности в учреждениях дошкольного образования является игра. Именно в игре воспитанники знакомятся с окружающим миром и приобретают представления о реалиях современной жизни. Через игру воспитатель дошкольного образования дает воспитанникам представления об интересующих их явлениях действительности. Поэтому игровой деятельности отводится значимое место.

Всем известен факт, что лучше всего запоминается то, что ярко и красиво изображено и вызывает интерес. Доказано, что через наглядность процесс запоминания происходит быстрее. А если соединить игровую форму, наглядность и совместную деятельность, то процесс усвоения представлений и навыков будет проходить с большей эффективностью. Для решения поставленной задачи в совместную деятельность с воспитанниками воспитателями дошкольного образования внедряется Л Э П Б У К. Что же это такое?

Лэпбук, в переводе с английского, «папка на коленях», представляет собой самодельную папку, которая ярко оформлена и содержит в себе множество кармашков, книжек-раскладушек, схем, окошек. Достоинство лэпбука в том, что, взяв его в руки и разложив на коленях, воспитанник познакомится с его содержанием за один раз: открывая разнообразные кармашки, листая книжки-самоделки, играя в игры. Это тематическая папка, в которой собран наглядный игровой материал по определенной теме. Лэпбук, с одной стороны, привлекает к себе воспитанников своей яркостью и наличием множества кармашков, а с другой стороны, в этой «волшебной книге» собрано столько интересного познавательного, игрового материала по одной теме. Это мини-энциклопедия для воспитанников. Сами воспитанники называют лэпбук «волшебная книга», «чудо-книга».

Лэпбук информативен, многофункционален, вариативен, безопасен и мобилен в использовании, эстетически оформлен и разработан с учетом возрастных особенностей. Он так же универсален, его можно сделать по любой теме. А в работе воспитателя дошкольного образования он становится незаменимым помощником при реализации в работе «Учебной программы дошкольного образования», потому что лэпбук можно сделать по любой образовательной области для любого возраста воспитанников. Содержание кармашков лэпбука может меняться с возрастом воспитанников: в первых и вторых младших группах особый интерес будут вызывать лэпбуки с сенсорными играми, в средних и

старших группах интересы воспитанников расширяются, поэтому тематика лэпбуков пополняется новыми темами.

Лэпбук позволяет реализовывать в работе воспитателя дошкольного образования поставленные задачи:

• формировать и расширять у воспитанников представления по определенной теме; формировать познавательный интерес;

• формировать и развивать интерес к наблюдению, сравнению;

• развивать внимание, память, воображение, мыслительные процессы;

• Развивать речь воспитанников, обогащать их словарь;

• Развивать умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в решении поставленных задач;

• Воспитывать интерес к познанию.

Еще одним достоинством лэпбука является то, что его можно использовать при реализации индивидуально-дифференцированного подхода. С группой воспитанников можно выбрать тему лэпбука. Проведя беседу, выявить интересующие вопросы, а затем предложить сделать лэпбук. Далее спросить, что же можно поместить в «волшебную книгу», тогда каждый воспитанник предложит свои варианты. Следующим этапом будет подбор наглядной информации, разнообразных игр. Тут можно распределить роли между воспитанниками, кто что будет делать: кто-то будет искать картинки в журналах, кто-то будет их вырезать, затем приклеивать. Воспитатель дошкольного образования может подготовить некоторую информацию и игры сам, а воспитанники ее оформят и распределят по кармашкам.

Можно и даже нужно подключать к изготовлению лэпбуков родителей (законных представителей) воспитанников, они не откажутся помочь в изготовлении «чудо-пособия», благодаря которому их дети получат новые представления об окружающем мире через игру.

Каждый лэпбук уникален, нет точного метода его создания, в лэпбук помещается та информация, которая интересна воспитаннику.

Когда лэпбук будет готов, его можно будет использовать во всех видах деятельности, воспитанники смогут сами выбрать понравившийся кармашек и играть как самостоятельно, так и подгруппами.

Лэпбук может стать заключительным этапом проекта, тематической недели, даже «мини-музеем». Главное заинтересовать воспитанников, дать им толчок для развития воображения, мыслительных операций.

Тематика лэпбуков может быть разнообразна: безопасность, здоровый образ жизни, спорт, питание, бережливость, моя страна, профессии, праздники, времена года, животный и растительный мир, искусство, детские писатели и книги и т.д.

Для логопедических групп можно изготовить такие, как:

«Страна звуков», «В царстве звуков и букв»,«Речевойтеремок», «Лепеталки», «Рычалки», «Свистелки», «Шипелки» и т. д.

Лэпбуки, в соответствии с тематикой, располагаются в игровых уголках. В учебной зоне каждую неделю можно организовать тематическую выставку по лексической теме, где будет находится лэпбук и дидактические игры к теме. Воспитанники выбирают понравившийся лэпбук и играют с ним, тем самым расширяя свои представления по выбранной теме.

Использовать лэпбуки можно не только в специально организованной деятельности (задания из лэпбука предлагаются тем воспитанникам, кто справился с заданием, в конце игры-занятия для снятия эмоционального напряжения можно предложить воспитанникам выбрать понравившуюся раскраску и разукрасить ее), но и в других формах работы с воспитанниками.

Так, в индивидуальной работе с воспитанниками можно предложить им выбрать себе понравившийся кармашек и поиграть с ним, тем самым закрепить у детей полученные представления через игру. Ведь в лэпбуке собраны игры по различным образовательным областям, а играя в них можно наблюдать интеграцию областей: игра «Сосчитайка-ка»: воспитанники сосчитывают предметы на карточке количественным или порядковым счетом («Элементарные математические представления», согласовывая числительное и существительное в роде числе и падеже. («Развитие речи и культура речевого общения»).

Игры из лэпбуков можно использовать и в сюжетно-ролевых играх «Школа» (игровая ситуация «Собираем портфель» «В каком кабинете я оказался и чему меня тут научат», «Супермаркет» (игровая ситуация «Покупаем продукты для приготовления салата», «Что я могу купить в молочном отделе», «Салон красоты» (игровая ситуация «Какие услуги мне предложит визажист, а какие мастер по маникюру»).

Во время чтения художественных произведений можно познакомить с портретом писателя, показывать сюжетные картинки из тематического лэпбука, составлять рассказ по картинке. Поиграть в игры «Найди лишнего персонажа», «Что перепутал художник».

Можно изготавливать лэпбуки совместно с родителями (законными представителями) воспитанников как итог реализации проектов.

Можно также предложить им взять лэпбук домой и посмотреть, как через игру объяснить и рассказать детям о праздниках, какой-то профессии и др.

Таким образом, лэпбук, через разнообразные игры в кармашках, помогает воспитанникам познакомиться, расширить представления по интересующей их теме. Создание лэпбука – один из видов совместной

деятельности воспитателя дошкольного образования, воспитанников и их законных представителей. Создание лэпбука дает толчок для развития детской инициативы, воображения и творчества. Ведь ребенок является не только создателем «чудо-папки», но и ее дизайнером, оформителем, автором. Такая увлекательная и интересная форма работы создает необходимые условия для развития мотивации и творческих способностей воспитанников.

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

 

Воспитание у младших детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались.

 

Что такое культурно-гигиенические навыки?

Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Следует понимать, что от наличия знаний и выполнения ребенком необходимых гигиенических правил поведения зависит не только его здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Воспитание культурно—гигиенических навыков начинается в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с рождения. Затем на помощь придут воспитатели в детском саду. И в этом непростом деле взрослым стоит проявить терпение и фантазию, ведь чем интереснее ребенку будет в процессе обучения, тем быстрее он усвоит такие необходимые ему знания.

 

Какие культурно - гигиенические навыки нужно воспитывать у детей?

 

Приём пищи.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Для того, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к приему пищи, старайтесь соблюдать некоторые правила.

Не делайте за столом замечаний, не упрекайте малыша за разлитый сок или испачканную одежду, а наоборот, покажите ему, как выполнить действие, хвалите малыша за то, что он правильно взял ложку, аккуратно и хорошо поел и т. д.

Обстановка за столом должна быть дружелюбная и спокойная, поэтому не рассказывайте страшных историй, не обсуждайте свои проблемы, не ссорьтесь между собой.

Чтобы не ругать малыша за плохой аппетит, кладите небольшие порции еды, чтобы он мог действительно всё съесть. Лучше положить ребенку добавки, если он не наелся, тем более, это повод ещё раз его похвалить.

Красиво оформленное блюдо и ваша «реклама» о красоте и вкусовых качествах еды вызовет у малыша интерес и повысит аппетит.

Кроме этого необходимо формировать у детей и другие полезные навыки:

-всегда мыть руки перед едой;

-правильно держать столовые приборы;

-за столом сидеть прямо, ноги не вытягивать под стол, локти убирать со стола;

-есть аккуратно, не крошить хлеб и не выкладывать еду из тарелки на стол;

- выходить из-за стола, полностью прожевав еду;

-не разговаривать с набитым ртом;

-пользоваться салфеткой;

-благодарить за еду взрослых.

На помощь родителям придёт и литература. Можно найти много потешек, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.

* * *

А у нас есть ложки

волшебные немножко.

Вот – тарелка, вот –еда,

не осталось и следа.

* * *

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

* * *

Одевание и раздевание.

С раннего возраста детей необходимо привлекать к процессу одевания. Сначала мы просто называем элементы одежды, для чего они нужны и на какие части тела их нужно надевать. Постепенно надо давать возможность детям поучаствовать в процессе одевания и раздевания самостоятельно.

Маленькому ребенку тяжело самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы или молнию, вывернуть рукава. Конечно, родители это сделают лучше, да и быстрее. Взрослым так удобнее: не надо тратить время на уговоры, объяснения, ведь надо спешить на работу! Но если взрослые помогают ребёнку при малейшем затруднении, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция и нежелание трудиться: зачем одеваться самому, если мама сама всё застегнёт и завяжет?

Очень важно формировать у ребёнка навыки самостоятельного одевания: учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. С возрастом эти навыки будут совершенствоваться, например, ребенок научится не только надевать куртку, но и застёгивать на ней молнию. Также необходимо учить детей быть аккуратными, не разбрасывать одежду, складывать её на место.

Обучая ребенка одеваться самостоятельно, расположите на видном месте алгоритм одевания, чтобы ребенок контролировал свои действия.

Быстро научиться одеваться, справляться с пуговицами, молниями и шнурками ребенку будет проще, если развивать подвижность его пальчиков. В этом помогут игровые ситуации: «Одень куклу на прогулку», «Завяжи кукле ботинки», «Застегни пуговицы на папиной рубашке».

Хорошо развивают пальчики и различные мозаики, игры со шнурочками, мелкими предметами. Можно попросить ребенка помочь разложить пуговицы разного размера и цвета по баночкам. Игры со счётными палочками тоже принесут не только радость, но и пользу.

Также для развития мелкой моторики используется пальчиковая гимнастика. Актуальны будут и стихи на тему одевания.

* * *

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.

* * *

Научу обуваться и братца. (Е. Благинина)

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Обуваться научу.

Вот они — сапожки.

Этот - с левой ножки.

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки.

Эта - с правой ножки,

Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!

 

Мытьё рук и умывание.

Научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем — дело не из простых. Обучение умыванию надо проводить на собственном примере. Показ — самое понятное объяснение для малыша. Необходимо, чтобы ребенок усвоил последовательность умывания:

-засучить рукава;

- аккуратно открыть кран сначала с водой.

- взять мыло, намочить его под струёй воды, тщательно намылить руки;

-тереть руки со всех сторон до образования пены прямыми и круговыми движениями.

-промыть руки под водой;

-чистыми руками помыть лицо, наклонившись над раковиной;

-отжать руки над раковиной, сложив их замочком. Это надо делать, чтобы вода не капала на пол.

-выключить воду;

-вытереть руки полотенцем досуха.

 

Для создания интереса у детей используются стихи, загадки.

 

Водичка, водичка,

умой моё личико!

Чтобы глазки блестели,

чтобы щёчки краснели,

чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок!

* * *

Руки надо чисто мыть,

Рукава нельзя мочить,

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

 

Обучая детей умыванию, можно использовать плакаты и картинки, помогающие ребенку вспомнить алгоритм умывания.

Также можно проводить игровые упражнения: «Катя умывается», «Помоем медвежонку лапы» и т. д.

 

Использование носового платка.

Некоторые родители, положив ребенку платочек в карман, считают, что этого достаточно. Но зачастую ребенок даже не знает, как им пользоваться. А ведь это тоже одно из важных умений, которым детям необходимо научиться. Для этого тоже нужна помощь взрослого.

Ребенок должен знать назначение носового платка и не использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в него игрушки и другие предметы.

Носовой платок — предмет личной гигиены, поэтому его нельзя давать пользоваться другим детям.

Ребенка надо приучать самостоятельно доставать платочек из кармана рубашки, платья, верхней одежды, разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

Необходимо формировать умение самостоятельно его использовать. Если ребенок ещё не умеет пользоваться платком, побуждайте его просить помощи у взрослого.

Нужно воспитывать желание опрятно выглядеть, обращать внимание на чистоту носового платка.

 

* * *

Коль случайно простудился,

То бери его с собой.

Видишь, как он пригодился,

Твой платочек носовой!

 

Сколько важных умений должен освоить малыш! Для него это целая наука. Поэтому так важно, чтобы рядом был взрослый, чуткий и отзывчивый, который бы учил, помогал, направлял ребенка.

Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков — это необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться. Поэтому так важно придерживаться одинаковых требований к навыкам гигиены и самообслуживания в учреждении дошкольного образования и дома, действовать совместно на благо ребенка.

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОБЛАСТНЫХ(МИНСКОГО ГОРОДСКОГО) ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ, ГОРОДСКИХ, РАЙОННЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ, МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ РАЙОНОВВ ГОРОДАХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННО-ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ,В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ»

2024
февраль
5 февраля, понедельник

Готовность к школе . Основные аспекты

подробнее...
поделиться в:

Интернет-ресурсы: